Как научить грудничка самостоятельно пить из чашки? Советы психологов

Большинство маленьких деток испытывают сильную привязанность к соскам, бутылочкам. Это вполне объяснимо, они ассоциируются для них с мамой. Встаёт вопрос – как научить ребёнка пить из кружки, но сделать это максимально быстро, безболезненно для малыша и родителей.

Оптимальное время для кружки

Педиатры считают лучшим возрастом – 7-8 месяцев. Дети осознанно тянуться к предметам, которые находятся на столе, например, к чашке мамы. Они уже попробовали на вкус другие напитки кроме материнского молока, поэтому в процессе обучения деток можно заинтересовать. Их приучали кушать с ложечки, так что родители знакомы с процессом обучения.

Иногда мамы пытаются научить малыша пить из кружки в 5 или 6 месяцев (во время введения прикорма). Для такого возраста лучше использовать поильник. Если младенец находится на грудном вскармливании, то для него лучше не использовать бутылочку, сразу учить пить из кружки.

С первого раза получается не всегда, даже с поильником, Тогда придётся подождать одну, две недели. Нельзя откладывать надолго, до 2-х лет, в надежде, что ребёнок с возрастом станет послушнее, проворнее. Есть риск развития привыкания к бутылочке, отучать ещё сложнее.

При длительном применении бутылочки возникают следующие проблемы:

  • бутылочный кариес;
  • неправильное формирование зубов;
  • неправильный прикус;
  • отсутствие самостоятельности ребёнка.

Период обучения нельзя растягивать. Чтобы он прошёл гладко, безболезненно для родителей, малыша, надо следовать советам специалистов.

Первая кружка малыша

поильник для малыша

Пусть для ребёнка кружка ассоциируется с праздником. Она будет красивой, привлекательной, любимой. Если возможно, пусть он её сам выберет. Этим процессом тоже надо руководить. Современные магазины предлагают большой выбор детской посуды. Не всегда она отвечает правилам безопасности, гигиены. Надо показать малышу чашки, которыми будет не страшно пользоваться. Ниже в таблице приведены основные материалы, из которых производят посуду.

МатериалСвойства
стеклоСовременная стеклянная посуда ударопрочная. Благодаря высокотехнологичному покрытию не разлетается на мелкие осколки, только растрескивается. Для малышей она тяжёлая.
металлНекрасивый, по сравнению с другими материалами. Не удобный, при удерживании руками может скользить. Сильно нагревается, медленно остывает, есть риск обжечься. Кружки часто бывают массивными.
фарфорКрасивый, яркий, лёгкий. Но быстро раскалывается, лучше использовать для детей старшего возраста.
пластикЛёгкий, красивый, удобный. Для грудничков хороший вариант. Главное - выбрать качественный пищевой пластик. Краска должна быть не токсичная, без характерного запаха.
алюминийПри старении выделяет в пищу опасные токсические вещества.
деревоЛёгкое, не бьётся, не нагревается. Недостатки - накапливает при использовании микробы, трудно поддаётся промыванию, поэтому в дереве хорошо размножаются бактерии.
бамбукЭкологически безопасные и чистые изделия с противомикробными качествами. Посуда лёгкая, красочная, прочная, её легко мыть. Недостаток - имеет высокую цену.

Возможно, пока грудничок учится, придётся купить не одну кружку, а несколько. У кружки бывают одна или две ручки. Нет большой разницы для процесса обучения, сколько ручек у кружки. Как удобно малышу, пусть такую чашечку он выбирает. Нужно дать ему перед покупкой повертеть в руках, попробовать подержаться за ручки.

Взрослым придётся набраться терпения. Если они будут показывать своё раздражение, то ребёнок побоится взять кружку в руки, испугается пролить. Нервозность, лишние слёзы не нужны в таком важном деле.

Шаг первый – знакомство

учим пить ребенка

Если малыш пьёт из бутылочки, её лучше спрятать. Вместо неё дать красивую кружку, поильник в руки. Пусть обследует, изучит, повертит. За общим столом вместе со взрослыми попробует попить из чашки. Нужно налить в кружку глоток воды (любимого напитка), поднести к губкам малыша. Пусть водичка слегка коснётся губ, малышок их приоткроет. Не обязательно в первый раз пить, глотать.

Цель иная – создать малышу положительные эмоции от знакомства с чашкой, возбудить желание пользоваться, про бутылочку забыть. Обязательно похвалить малыша, показать, что он большой со всеми вместе кушает, как взрослый.

Какие бывают трудности – малыш может плакать, искать бутылочку. Если такое происходит, не надо ругаться, наказывать. Значит, существует сильная психологическая привязанность. Следует набраться терпения, постараться поить из бутылочки исключительно перед сном. Можно схитрить – в бутылочку наливать напитки, которые ребёнок не очень любит, в чашку, те, которые любит.

Шаг второй – учимся пить

учим пить ребенка

Сделать несколько глотков подряд маленький ребёнок не сможет. В год, полтора он легко выпьет половину стаканчика. Поэтому нельзя наливать в кружку много жидкости, требовать выпивать. Малыш просто устанет пить.

Начинать учить нужно, когда малышу хорошо, комфортно. Он не болеет, не заложен носик, не боли горло, не режутся зубки. Лучшее во время купания. Нет опасения облиться, испачкаться. Детки любят купаться, значит, настроение будет хорошее.

Учим ребёнка по следующему порядку:

  1. Сказать, что сейчас будем пить вкусный сок, как мама;
  2. Показать на себе, отпить из кружки;
  3. Поднести кружку к губам ребёнка. Край положить на нижнюю губку, слегка надавить. Рефлекторно ротик откроется, вставить краешек кружки, немного наклонить. Если у малыша не сомкнулись губки, то придержать, прижать их своими пальцами (иначе жидкость выльется);
  4. Убрать кружку;
  5. Похвалить малыша.

Теперь всегда надо ставить кружку так, чтобы ребёнок ее видел, при желании мог попить из неё. Между едой предлагайте попить любимые напитки. Нельзя давать играть кружкой – малышок должен знать её предназначение.

Трудности

Какие бывают трудности – ребёнок не хочет пить новым способом. Специалисты советуют предложить ребёнку напоить любимые игрушки – кукол, машинки. Это малыш сделает с удовольствием, напряжённость будет снята. Затем предложите попить вместе с ними. С обучением немножко придётся подождать.

Если ребёнок не допил напиток из чашки нельзя допаивать его из бутылочки. Её лучше не показывать совсем. Допоить лучше из ложечки. В маленькой ложке как раз содержится жидкости на один глоток грудничку, ему удобно пить.

За столом, когда все вместе кушают надо отметить, что все пьют из чашек, суп кушают ложками, похвалить малыша, что он большой, сам много делает. Дети этого возраста прекрасно понимают смысл слов. Поддержка близких людей имеет большое значение для развития, формирования здоровой психики.

Шаг третий – закрепляем

Для полной самостоятельности руки ребёнка должны научиться держать чашку, поднимать, аккуратно наклонять её, не проливая. Нужно время, определённая тренировка, терпеливая родительская помощь.

Следует помнить, у маленьких детей есть рефлекс выталкивания. Когда в ротик попадает посторонний предмет, они язычком его стараются вытолкнуть. Понаблюдайте за малышком, возможно, это мешает ему хорошо попить. Тогда необходимо край кружки поместить чуть выше язычка.

Ручки малыша необходимо укладывать на кружку, сверху положить маме, поворачивать кружку, поить ребёнка. Постепенно мышцы рук поймут на уровне интуиции, как нужно поступать.

Объяснить словами маленькому крохе не получится. Для выработки определённых рефлекторных действий нужны многократные повторения. Нельзя надоедать малышу, всё должно быть с радостью, удовольствием. Для отработки навыка надо в игре давать малышу переливать водичку, песочек из одной ёмкости (чашечки) в другую.

Напитка надо наливать примерно третью часть, чтобы ребёнок не захлебнулся, не вылил всё на себя. Если он не напьётся, лучше долить. Для обучения хорошо подходят вязкие напитки, например, кисель, кефир. Не надо открывать рот малышу, когда он не хочет пить, выпьет потом.

Закреплять полезный навык необходимо ежедневно. Если ребёнок заболел, у него поднялась температура, режутся зубки, родители жалеют кроху, предлагают ему бутылочку с соской. Он может уже про неё забыл, ему кружка больше нравится. Родителям в действиях надо быть последовательными. Нерешительность негативно сказывается на психике детей.

Советы родителям

учим пить ребенка

Кажется, что просто научить ребёнка пить из кружки самостоятельно. Но в возрасте 7-8 месяцев уже проявляется характер, малыш способен долго капризничать. Иногда у родителей не хватает терпения. Советы, которые даёт известный детский доктор О.Е. Комаровский, помогут справиться с возможными трудностями:

  • Нельзя сравнивать детей. Каждый ребёнок индивидуален. Кто-то учится быстро, кому-то требуется больше времени;
  • Время приучения затягивать нельзя. К 10 месяцем малыш не захочет пить из чашки;
  • Ребёнок любит повторять всё за взрослыми. Стоит воспользоваться этим. Пейте из кружки у него на виду, вместе с ним, пусть чувствует себя старше;
  • Нельзя торопить малыша, если он поперхнётся, это оставит негативные эмоции. Потом долго не захочет взять кружку снова;
  • Не заставляйте силой пить из кружки, чтобы пил с удовольствием, надо создать теплую атмосферу.

Такое обучение является постепенным процессом. Не стоит думать, что дети более старшего возраста быстрее научатся пить из кружки. Их тяжелее убедить отказаться от бутылочки. Возраст 7-8 месяцев самый оптимальный возраст для перехода к кружке.

Заключение

Следует помнить, что для человека пить из кружки не естественный процесс. Вот почему некоторые дети обучаются с трудом, на это уходит от двух до трёх месяцев. Кто – то привыкает к такому способу сразу. Это не говорит об умственных способностях детей, так как научить пить из кружки ребёнка, всегда является заслугой родителей.